Дмитриев В.С. – Лебедев А.Б. – Самарс.
Методологические основы философской математики (ОФМ).
1. Введение.
Несколько слов об истине. Как показывает ретроспективный анализ, для полноценной, нормально развивающейся науки понятия идея, причина, мера являются ключевыми и составляют научную истину. Понимая их взаимосвязь и соответственно осуществляя определённую идею, ученые имеют возможность получать результаты, аналогичные абсолютной истине (проще говоря -–не совершать дорогостоящих ошибок). К сожалению, европейская наука развивалась в основном руководствуясь так называемой относительной истиной, что совершенно естественно завело её в мировоззренческий тупик. Наверное был просто забыт тот факт, что ещё в древней Греции философом Секстом Эмпириком было основательно исследовано и доказано – философия относительной истины является тупиковой и не приводит к определённому результату.
Это обстоятельство, а также ущербный причинный анализ (с лёгкой руки Галилея в ущерб точке зрения Декарта), привели к разного рода научным «парадоксам», которые нормальное сознание без громоздкого математического аппарата не воспринимает. Сюда относятся: проблема дуализма (нестыковка классической и квантовой физики), проблема причинности в микромире, проблема абсолютной системы отсчёта применительно к теории относительности, чрезмерное усложнение математического аппарата (математика не всегда успешно решает объёмные задачи) и многое другое. Последующие неоднократные попытки поправить положение вряд ли можно назвать убедительными и основательными. Философские направления, связанные с понятием абсолютная истина, но не связанные с относительной и конкретной истиной в рамках единой концепции, создали мировоззренческие модели, приводящие к изощрённым по форме иллюзорным теоретическим построениям, весьма далёким от перспективного практического применения (по существу – научная мифология). Философия конкретной истины научным мировоззрениям по своей сути не является. Это методологически направленное обыденное мышление, не отражающее заинтересованности в причинности происходящего. Его порождение – бессистемные наборы способов и методов, лишь замаскированные под программы, в зависимости от внешней конъюктуры (квалифицированное ремесленничество).
Общий результат такого псевдонаучного подхода – экологические и энергетические проблемы, ошибки в прогнозировании, мировоззренческий кризис, падение престижа фундаментальной науки.
Предлагаемые основы закладывают фундамент для преодоления этих трудностей, при этом весь прежний опыт науки не отрицается – устраняются лишь искажения и перекосы в её развитии
2. Цель и задачи ОФМ (основ философской математики).
Данная работа нацелена, главным образом, на решение методологической и мировоззренческой задачи: используя язык философской математики, создать конструктивную в своей основе методологию научного познания без вышеуказанных недостатков в виде определенной программы.
Что касается практической результативности основ, уже сейчас можно утверждать следующее:
а) с помощью ОФМ и соответствующего научного языка удаётся проанализировать и решить традиционно неразрешимые математические задачи, начиная с глубокой древности (трисекция, многосекция угла, квадратура круга и т. д.);
б) создана необходимая база для формирования более совершенной системы единиц измерения, чем система СИ и др.;
в) однозначно решены: проблематика физического эфира – физического вакуума, а также философские и физические вопросы, касающиеся проблем дуализма;
г) в общих чертах получена простая объемная космологическая модель Вселенной без использования разного рода мистики и громоздкого абстрактного математического аппарата.
Следует тут же сказать,что таким образом удалось ответить на очень интересный и загадочный вопрос – откуда был взят чертёж знаменитой пирамиды Хеопса в Гизе и почему другие пирамиды имеют отклонения от её размерных отношений?
3. Структура и назначение Универсальной Матрицы философской математики (УМфм).
(УМфм) содержит 12 определённым образом взаимосвязанных положений из которых 10 условно разделены по вертикали на 3 уровня - постулаты, утверждения, определения.. Это - своего рода философско – математическая система координат. Основное назначение матрицы – сформировать у возможных пользователей конструктивное (структурное в статике и системное в динамике) научное мировозрение. Этот способ мышления не навязывается, а предлагается широкой аудитории как фундамент междисциплинарного научного языка ХХ1 века. Предполагается также, что с помощью УМфм любые явления и процессы Природы, общества, науки, искусства, религии и т. д. могут быть проанализированы и отнесены к определенной группе.
Триада постулатов 2,3,4, совместно с положением 1, даёт представление о философско – математическом эфире, принципиальное отличие которого от эфира физического заключается в том, что он существует как вне нашего сознания, так и внутри его. Группу положений 1,2,3,4 можно понять так: любые взаимосвязанные явления, их группы либо их множество мы рассматриваем взаимоотносительно с помощью их элемента – общей меры явлений η (эта).
Триада определений 7,8,9, совместно с положением 10, определяют поле так называемых философско – математических чисел (ФМ чисел), содержащих в своей структуре поле ньютоновых чисел (чисел количества). Это – структурные числа, имеющие свой номер порядка и метрику. Относительно однородные – это ФМ числа 1 порядка, относительно неоднородные – ФМ числа высших порядков.
Интересным примером ФМ числа высокого порядка может служить число календаря древнего народа майя, несущего информацию об астрономической ситуации много тысяч лет назад.
К обычным примерам относятся номера степени, группы, разряда, уровня, ранга, класса, рейтинга и т. д. Основы ФМ предполагают, что любому явлению (их группе, множеству) можно поставить в соответствие ФМ число (их группу либо конечное упорядочное множество).
Между группами положений 1,2,3,4 и 7,8,9,10 раположены утверждения о предельности 5 и 6, которые в системе матрицы определённым образом решают главную проблему дуализма – о предельности и беспредельности бытия. Отсюда, в частности, следует принцип квантования в физике, фрактальный метод в математике и другие.
4. Некоторые основные определения.
Явление - любое «нечто», так или иначе зафиксированное нашим сознанием.
Общая мера явлений – элемент философско – математического эфира, как универсальной среды.
ФМ эфир – универсальная среда, существующая как вне нашего сознания, так и внутри его.
Число (в определении Исаака Ньютона) – отношение двух однородных величин, одна из которых принята за единицу (число количества).
ФМ число - структурное число, отражающее количество, порядок (качество), метрику (форму) явлений (их групп либо конечных множеств) относительно их элемента – общей меры явлений η (эта).
5. Философско – математический анализ.
ФМ анализ содержит 3 составляющих – структурный анализ, причинный и числовой. Для его проведения Умфм условно разделяется по вертикали на 3 области:
1 (область абсолютной истины) содержит общую идею, причину и меру [область идеального]
11 (область относительной истины) содержит частную идею (структуру реализации), следствие, меру (ФМ число)
[область программ]
111 (область конкретной истины) содержит конкретизированную идею (результат),
событие, меру (число в определении Ньютона)
[область реального]
Как видим, области идеального и реального непосредственно не соприкасаются – всегда необходим некий способ, метод (а в общем случае программа) перехода.
Прямой анализ явлений проводится последовательно в 3-х областях с применением 3-ступенчатой логики, что отражает в статике 3 стадии любого процесса – начало, продолжение, конец:
а) от целого (общего) через частное (функциональную часть) к конкретному элементу;
б) от причины через следствие к событию;
в) от общей меры через частную меру к конкретной мере (числу). После этого необходимо произвести знаковое сопоставление идея – результат по системе «0», «+», «-» (общее определение качества). Следующий этап -коррекция идеи и программы с возможными повторениями этого цикла.
При практическом проведении детального ФМ-анализа применительно к аппаратной технике отмечается значительное улучшение как результата, так и идеи. Попутно нужно отметить, что это – отдельный весьма обширный прикладной материал, для представления которого необходимы специальные печатные издания, соответствующие условия и средства. Поэтому вводимая здесь информация ограничена только самыми общими правилами и выводами.
6. Выводы.
В процессе использования ФМ анализа мышление пользователя приобретает как минимум геометрическую объёмность (форму) и алгебраическую структуру (содержание). Умфм на уровне мировозрения выявляет глубинную связь 2-х значной и 3-х значной логики. Она превращает философию в структурное и системное знание с возможностью её математической интерпретации. Отсюда цель науки в этом представлении можно сформулировать как расширение и углубление достоверных знаний, доступных точному анализу.
Основы ФМ в неявной форме содержат всеобщий принцип аналогии, являющим собой принцип построения Вселенной; и, в этом смысле, структура нашего сознания в 1 приближении аналогична структуре Солнечной системы.
7. Заключение.
Когда создавались основы ФМ, предполагалось, что имеется в виду только научный аппарат; но возникли мнения о более широком успешном их применении. Здесь авторам видится большое поле деятельности как для людей искусства, культуры, так и для последователей любых направлений, где требуется осознанный творческий процесс.
В социальном приложении есть надежда на то, что подобные знания позволят перейти от примитивного антагонизма и противоречий к более совершенным нюансным отношениям, улучшая этим общий нравственный климат на планете.
13. 01.2002 г.